ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
§ 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕРТОЛЕТОВ
В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
К особенностям эксплуатации вертолетов в зимних условиях относятся обязательные мероприятия, выполняемые летным и техническим составом, по обеспечению безотказной их работы в условиях низких температур наружного воздуха, наличия снежного покрова на аэродромах и посадочных площадках, явлений обледенения в полете и на земле, в условиях снегопадов и метелей.
Указанные климатические особенности зимнего периода (а в ряде географических районов этот период охватывает большую часть года) заставляют специально приспосабливать вертолет к работе в зимних условиях. Если вертолет не подготовить к эксплуатации в зимних условиях, он будет работать недостаточно надежно.
Влияние зимних условий на работу агрегатов и различных систем вертолета проявляется следующим образом.
1. Низкие температуры наружного воздуха повышают вязкость масел и смазок, применяющихся в маслосисте — мах силовой установки, редукторов трансмиссии, а также в шарнирах несущих и рулевого винтов и т. д., что приводит к нарушению их работы. В системах охлаждения силовой установки (а также в маслосистеме) под влиянием низких температур наружного воздуха нарушается тепловой баланс, системы переохлаждаются (даже при крайних пределах регулировки), что заставляет искусственно уменьшать проходные сечения их воздушных трактов.
При температурах ниже минус 30° С резиновые изделия теряют упругость, в результате появляются многочисленные течи из агрегатов и трубопроводов гидросистемы, нарушается герметичность воздушной системы И ПОЯВЛЯЮТСЯ другие неисправности, связанные с потерей резиной эластичных качеств.
2. Явление обледенения вызывает необходимость постоянного укрытия (при стоянке на земле) как лопастей несущего и рулевого винтов, так и фюзеляжа вертолета специальными чехлами. За состоянием чехлов приходится постоянно следить, поскольку они могут примерзнуть к закрываемым ими поверхностям, что потребует выполнения дополнительных работ по отделению чехлов, а следовательно, приведет к задержке в подготовке вертолетов к полету.
Угроза обледенения вертолета в полете в зимнее время практически бывает при любом полете в облаках, но наибольшую опасность представляют полеты в облаках при небольших минусовых температурах (до —10°С). В этих условиях интенсивность обледенения бывает максимальной.
При обледенении лопастей несущего винта в полете нарушаются его аэродинамические и весовые характеристики, а это приводит к потере оборотов, уменьшению силы тяги, а следовательно, и к невозможности дальнейшего продолжения полета.
3. Во время снегопадов и снежных буранов во внутренние отсеки вертолета, находящегося на стоянке под открытым небом, даже при самом тщательном зачехлении попадает снег. Если снег из отсеков не удалить, то, слегка подтаяв (например, при подогреве двигателя), а затем вновь замерзнув, он превращается в лед, который примораживает ряд деталей управления вертолетом и его силовой установкой и делает управление вертолетом в полете невозможным. Кроме того, попадание снега в тормоза колес вертолета сильно ухудшает торможение.
Перечисленные выше факторы, характерные для зимнего периода эксплуатации вертолетов, наглядно показывают, что вертолеты нуждаются в заблаговременной подготовке к эксплуатации в зимний период. Такая подготовка должна проводиться до наступления зимних холодов. Целесообразно ее совмещать с проведением регламентных работ. Одновременно готовится к зимней эксплуатации весь эксплуатационный инвентарь и инструмент,
в первую очередь наземные подогреватели, поскольку от их надежной работы в большой степени зависит своевременность подготовки вертолета к полету в зимних условиях. Для ускорения подготовки вертолетов к полету желательно иметь на каждый вертолет по два подогревателя (для одновременного прогрева двигателя и редукторов трансмиссии), но можно обойтись и одним. В этом случае сначала подогревают двигатель, а затем редуктор.