ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

§ 1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕРТОЛЕТОВ
В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

К особенностям эксплуатации вертолетов в зимних условиях относятся обязательные мероприятия, выполняе­мые летным и техническим составом, по обеспечению без­отказной их работы в условиях низких температур наруж­ного воздуха, наличия снежного покрова на аэродромах и посадочных площадках, явлений обледенения в полете и на земле, в условиях снегопадов и метелей.

Указанные климатические особенности зимнего периода (а в ряде географических районов этот период охватывает большую часть года) заставляют специально приспосаб­ливать вертолет к работе в зимних условиях. Если верто­лет не подготовить к эксплуатации в зимних условиях, он будет работать недостаточно надежно.

Влияние зимних условий на работу агрегатов и различ­ных систем вертолета проявляется следующим образом.

1. Низкие температуры наружного воздуха повышают вязкость масел и смазок, применяющихся в маслосисте — мах силовой установки, редукторов трансмиссии, а также в шарнирах несущих и рулевого винтов и т. д., что при­водит к нарушению их работы. В системах охлаждения силовой установки (а также в маслосистеме) под влия­нием низких температур наружного воздуха нарушается тепловой баланс, системы переохлаждаются (даже при крайних пределах регулировки), что заставляет искусст­венно уменьшать проходные сечения их воздушных трактов.

При температурах ниже минус 30° С резиновые изделия теряют упругость, в результате появляются многочислен­ные течи из агрегатов и трубопроводов гидросистемы, на­рушается герметичность воздушной системы И ПОЯВЛЯЮТСЯ другие неисправности, связанные с потерей резиной эла­стичных качеств.

2. Явление обледенения вызывает необходимость по­стоянного укрытия (при стоянке на земле) как лопастей несущего и рулевого винтов, так и фюзеляжа вертолета специальными чехлами. За состоянием чехлов приходится постоянно следить, поскольку они могут примерзнуть к за­крываемым ими поверхностям, что потребует выполнения дополнительных работ по отделению чехлов, а следова­тельно, приведет к задержке в подготовке вертолетов к по­лету.

Угроза обледенения вертолета в полете в зимнее время практически бывает при любом полете в облаках, но наи­большую опасность представляют полеты в облаках при небольших минусовых температурах (до —10°С). В этих условиях интенсивность обледенения бывает макси­мальной.

При обледенении лопастей несущего винта в полете на­рушаются его аэродинамические и весовые характери­стики, а это приводит к потере оборотов, уменьшению силы тяги, а следовательно, и к невозможности дальней­шего продолжения полета.

3. Во время снегопадов и снежных буранов во вну­тренние отсеки вертолета, находящегося на стоянке под от­крытым небом, даже при самом тщательном зачехлении попадает снег. Если снег из отсеков не удалить, то, слегка подтаяв (например, при подогреве двигателя), а затем вновь замерзнув, он превращается в лед, который примо­раживает ряд деталей управления вертолетом и его сило­вой установкой и делает управление вертолетом в полете невозможным. Кроме того, попадание снега в тормоза ко­лес вертолета сильно ухудшает торможение.

Перечисленные выше факторы, характерные для зим­него периода эксплуатации вертолетов, наглядно показы­вают, что вертолеты нуждаются в заблаговременной под­готовке к эксплуатации в зимний период. Такая подго­товка должна проводиться до наступления зимних холо­дов. Целесообразно ее совмещать с проведением регла­ментных работ. Одновременно готовится к зимней эксплу­атации весь эксплуатационный инвентарь и инструмент,

в первую очередь наземные подогреватели, поскольку от их надежной работы в большой степени зависит своевре­менность подготовки вертолета к полету в зимних усло­виях. Для ускорения подготовки вертолетов к полету же­лательно иметь на каждый вертолет по два подогревателя (для одновременного прогрева двигателя и редукторов трансмиссии), но можно обойтись и одним. В этом случае сначала подогревают двигатель, а затем редуктор.